Рекомендации


УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
• ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
• критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
• обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
• большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
• посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
• через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
• в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
• имеет сильное течение слюны;
• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»;«зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
• ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
• критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
• обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
• большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
• посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
• через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
• в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
• Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
• У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
1. Правильно произносить все звуки языка;
2. Выделять первый и последний звук в слове;
3. Разделять слово на слоги;
4. Определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5. Придумывать слова на заданный звук;
6. Сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7. Повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8. Определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

0. Насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
1. Насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
2. Что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
3. Сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
4. Может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.