Мини-музей "Одного предмета"

Мини-музей "Одного предмета"

МИНИ-МУЗЕЙ «ОДНОГО ПРЕДМЕТА»

 

Профиль мини-музея: этнографический.

Цель создания мини-музея «Одного предмета» - приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре через музейную педагогику.

Задачи:

-развивать интерес детей дошкольного возраста к труду взрослых и их профессиям, раскрыть посредством экспонатов мини-музея историю создания предметов быта и этапы развития промышленности в Беларуси;

- формировать осознание своей принадлежности к родному краю, национальной культуре, знакомить с белорусским народным фольклором;

- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

 

В мини-музее представлены экспозиции:

- «От волокна до полотна»;

- «Утюги – на все лады»;

- «Золотая соломка»;

- «Рушник – сердце дома».

Экспозиции мини-музея мобильны. Выставки экспозиций мини-музея организуются в музыкальном зале или групповых помещения по запросу воспитателей дошкольного образования. Экспонаты мини-музея хранятся в отдельном помещении.

 

Экспозиция «От волокна до полотна»

Прясть пряжу и ткать полотно было исконно женским трудом. С осени до весны пряхи и ткачихи сидели за своей работой. В сельской местности у каждой хозяйки была прялка. Со временем прялки стали механическими, что позволило значительно облегчить труд женщин. У многих женщин в домах были ткацкие станки, что позволяло самостоятельно ткать рушники, полотно для изготовления одежды.

В экспозиции представлены: прялка-донце, прялки механические  - в натуральную величину и миниатюрная.

 

Экспозиция «Утюги – на все лады»

По всему миру существуют музеи, в которых можно найти старинные модели утюгов. Утюг был изобретён давно. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники.  В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. В I веке до нашей эры в Китае использовали металлические кастрюли, наполненные раскалёнными углями для разглаживания тканей. В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения формы, близкой к современной. Утюги нагревались на газу или в печи. В белорусских деревнях в старину использовали приспособления «Скалка» и «Рубель» («Рубель» еще называли «Ребраком» или «Пральником», а «Скалку» — «Вальком» или «Качалкой»)

В экспозиции представлены: аналог старинного утюга - приспособление «Скалка» и «Рубель», утюг на углях.

 

 

Экспозиция «Золотая соломка»

Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древневнеегипетской глиняной посуды археологи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. Исследователи считают, что предки белорусов начали использовать солому как материал для плетения на рубеже II–I тысячелетий до н.э. В Беларуси плетением из соломки занимались повсеместно. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью (соломенные матрасы и подстилки), а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки (обрядовые и для детей), украшения, обереги («Жатвенные венки», «Пауки» — рождественские подвески из соломы, имеют сакральный смысл), иконостасы для церквей (в конце XVIII—первой трети XIX века в Белорусском Полесье (Дрогичинский и  Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей).

       В экспозиции представлены: «Паук», цветы, ваза, панно из плетёной соломки, панно аппликация из соломки.

 

 

Экспозиция «Рушники – сердце дома»

Рушник - предмет народной культуры и творчества белорусов, известный с глубокой древности. Рушник издавна, не только украшал повседневный быт белорусов, но и являлся символичным напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Рушник сопровождал человека на протяжении всей его жизни, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода. Издревле белорусский рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Рушники, которыми вытирали руки, практически не украшали вышивкой. рушник главный оберег дома и семьи ("Одним концом рушник к Богу устремлялся, а другим - в матушку сырую землю" - потолок с полом связывал, небо - с землёю). рушниками завешивали оконные и дверные проёмы, чтобы отогнать злых духов. В старину рушники вышивались со специальными символами и являлись необходимым атрибутом различных обрядов.   По узорам на рушнике можно было прочитать историю на протяжении нескольких поколений, а также выразить свои надежды и пожелания на будущее. рушник остаётся символом доброжелательности и гостеприимства белорусов (дорогих гостей встречают хлебом-солью на вышитом рушнике).  Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом, пасху с крашеными яйцами, которые несли в церковь. Положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом (в каждом доме в изобилии хранились рушники-хлебники).

Рушник присутствовал в жизни белорусов и в радости и в горе. Рушники входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать рушники ещё в детстве, так как по обычаю в приданном должно быть не менее сто штук рушников). Невеста дарила рушники сватам, родным жениха, их повязывали через плечо, как важнейшим участникам свадьбы. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека. Если рождался мальчик, на калитку вешали рушник, если девочка - платок. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир (рушник дорога жизни, начало - рождение, конец - завершение жизненного пути).

В экспозиции представлены: рушники домотканые первой половины ХХ века, рушники середины ХХ века, рушники конец ХХ века.

 

 

свернуть