инновационная работа

план работы по реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

 

  1. Название проекта:

«Развитие диалогической и монологической речи как средства общения детей 3-5 лет через игровую деятельность»

 

  1. Разработчик проекта:

Анищенко Елена Витальевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли - сад № 28 г. Витебска»

 

  1. Консультант проекта:

Василькова Оксана Александровна, методист отдела дошкольного образования ГУДОВ «Витебского областного института развития образования»

 

  1. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

Государственное учреждение образования «Ясли - сад №28 г. Витебска»

 

  1. Сроки реализации творческого проекта: 2019/2021г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

В любые времена, человек рождаясь и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.

Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?

Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из  причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь.

     Одной из актуальных проблем теории и практики развития связной речи детей дошкольного возраста остаётся проблема развития монологической и диалогической речи, так как речь возникает в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребёнка.

       У детей 3 - 5 лет выявляются следующие проблемы в формировании связной речи: небольшой опыт рассказывания текстов, недостаточный активный словарь, дети не владеют алгоритмом повествовательного и описательного рассказов, общение носит формальный характер, лишённый личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребёнка, что препятствует успешному развитию диалогической, а затем и монологической речи.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе познавательного развития детей.

В образовательных стандартах дошкольного образования «Развитие речи и культура речевого общения» выделена как одна из образовательных областей. Речь является основанием для развития всех основных видов детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая, художественная, элементарная трудовая. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога дошкольного учреждения.

 

В учебной программе дошкольного образования целью образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» является формирование диалогической и монологической речи как средства общения.

Диалог – это «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого - нибудь предварительного обдумывания…» (Л.П.Якубинский).

Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Для поддержания диалога детям необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определённые условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, творческое рассказывание с использованием модели, театрализованная деятельность, сюжетно – ролевые игры и др.).

Монолог – это форма связной речи, для которой характерна «длительность и обусловленная его связь, построенность речевого ряда: односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику…» (Л.П.Якубинский).

В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребёнка к построению связных высказываний. Психологические исследования (Д.Б.Эльконин, А.Р.Лаурия и др.) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном.

Игра, основной вид деятельности, способствует накоплению ребёнком жизненного опыта и успешному овладению речью.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык.

 

Наблюдая за игровой деятельностью дошкольников, мы видим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Таким образом, реализация проекта в учреждении дошкольного образования позволит обеспечить эффективное развитие диалогической и монологической речи детей 3 – 5 лет средствами игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Цель:  Создание и внедрение системы   работы по развитию  диалогической и монологической речи детей 3 - 5 лет  средствами игровой деятельности.

 

Задачи:

  1. Оптимизировать комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по развитию диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 - 5 лет средствами игровой деятельности.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу развития диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 - 5 лет средствами игровой деятельности.
  3. Разработать методическое сопровождение реализации творческого проекта по развитию диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 - 5 лет в процессе игровой деятельности.
  4. Выявить и апробировать эффективные методы и приёмы, способствующие развитию диалогической и монологической речи детей 3 – 5 лет средствами игровой деятельности.
  5. Установить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по реализации инновационного проекта, определить эффективные формы и методы работы с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ, ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

         Основы методики развития речи у детей дошкольного возраста были заложены К.Д.Ушинским. Его взгляды на «первоначальное обучение детей родному языку» не потеряли актуальности и в наше время. К.Д.Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявляться в умении ребёнка выразить своими словами, понятно для окружающих, собственные самостоятельные мысли.

         Идеи К.Д.Ушинского были развиты и конкретизированы Е.И.Тихеевой. Ею была доказана роль монологической речи, её связь с диалогической, предложены некоторые средства и формы обучения монологу, определены доступные дошкольникам виды рассказывания. Е.И.Тихеева считала, что развитие связной речи должно быть обязательно связано с деятельностью ребёнка (игра, труд, общение в быту, праздники и др.). Беседу Е.И.Тихеева называла «могущественным фактором развития речи», отмечала положительную роль пересказа в уяснении основной мысли произведения, его структурных частей.

         Поиск новых методов формирования связной речи, конкретизация содержания обучения детей родному языку, выделение в методике отдельных речевых разделов и задач осуществляется последователями К.Д.Ушинскогои Е.И.Тихеевой (А.М.Бородич, М.М.Конина, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевская, Е.А.Флёрина и др.).

         Е.А.Флерина большую роль отводила разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям и детскому рассказыванию. Она обосновала требование бережного отношения к тексту произведения, использования разнообразных приёмов при пересказе, беседе о прочитанном.

          Своеобразие связной речи детей дошкольного возраста раскрывается в работах Е.И.Радиной и Л.А.Пеньевской. Они рассматривали беседу как побуждение детей к суждениям, догадкам, логическому мышлению. А умение слушать собеседника, выражать свои мысли в слове, считали важным условием развития связной речи.

          Развитие связной речи детей в процессе работы с картинами и картинками изучалось М.М.Кониной, З.М.Истоминой, Т.И.Репиной. Авторы указывают, что картина является стимулом, побуждающим ребёнка к высказыванию, позволяет логически выстраивать рассказ, обогатить его содержание.

         В наиболее полной форме методика обучения рассказыванию представлена в работах А.М.Дементьевой.

 

Автор отводит одно из центральных мест в развитии связной речи пересказу, определяет диалог и монолог как две формы связной речи, отмечает взаимосвязь монолога с развитием грамматического строя и общей культуры речи, обогащением словаря. Кроме того, А.М.Дементьева даёт классификацию детских рассказов (по наблюдению, памяти, сюжетной картине, пересказ литературного текста, творческий рассказ).

          Е.М.Струнина доказывает, что правильность высказывания зависит от того, насколько точно передаёт смысл выбранное слово. Поэтому специально организованная лексическая работа оказывает положительное влияние на развитие устной речи дошкольников.

          Необходимость обучения дошкольников многим видам рассказывания способствовала созданию и широкой апробации различных систем занятий по развитию речи, рассчитанных на учебный год в разных возрастных группах. Результаты этих исследований опубликовывались в печати в виде сборников занятий и внедрялись в массовую практику (В.В.Гербова, Э.П.Короткова и др.).

           Белорусские авторы Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина разработали научно – обоснованную методическую систему, которая учитывает возрастные особенности и психолингвистичесие аспекты развития речи детей дошкольного возраста в ситуации русско - белорусского двуязычья. Авторы раскрыли теоретические основы личностно ориентированного подхода к обучению и развитию детей дошкольного возраста, показали пути формирования у них лингвистического отношения к языку и речи, развития диалогического общения на основе художественных произведений.

         Таким образом, анализ педагогической литературы показывает, что проблема развития связной речи интересовала многих специалистов. У каждого из них мы находим своё понимание проблемы обучения рассказыванию, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи. Вместе с тем, все они подчёркивают необходимость специально организованной деятельности для становления и развития связной речи у детей дошкольного возраста.

 

                                                                                                           

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Развитие диалогической и монологической речи как средства общение детей 3 – 5 лет посредством игровой деятельности»

 

п/п

Этапы и сроки реализации

Основные направления деятельности

I.

Подготовительный этап

Сентябрь – декабрь 2019 г.

 

Создание условий для реализации творческого проекта

    Документальное оформление инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования.

   Изучение психологических и дидактических основ современного развития речи детей.

   Проектирование и создание предметно - игровой развивающей среды с учётом возрастных, гендерных и индивидуальных предпочтений детей.

   Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам инновационной деятельности:

   организация методической работы с педагогами - инноваторами, создание творческой группы;

    проведение педсоветов, консультаций, семинаров, деловых игр, смотров.

      Мониторинг сформированности у детей монологической и диалогической речи детей.

      Определение форм взаимодействия с родителями воспитанников, содержания работы.

    Разработка, апробирование, корректировка программно – методического материала с учётом организации работы по развитию диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 – 5 лет средствами игровой деятельности.

II.

Основной этап январь 2020 -

август 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы по созданию и внедрению в учреждение дошкольного образования  эффективной системы   работы по развитию  диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 – 5 лет средствами игровой деятельности

   Повышение профессиональной компетенции педагогических работников.

    Самообразование по теме инновационной деятельности.

   Методическое и психологическое сопровождение реализации творческого проекта.

    Внедрение новых форм работы с воспитанниками 3 – 5 лет по развитию диалогической и монологической речи как средства общения детей средствами игровой деятельности в специально организованной

 и нерегламентированной деятельности.

     Корректировка перспективных планов, конспектов занятий, игр.

   Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по развитию диалогической и монологической речи как средства общения детей 3 - 5 лет средствами игровой деятельности.

   Популяризация опыта семейного воспитания по развитию диалогической и монологической речи детей.

   Мониторинг деятельности и промежуточных результатов реализации проекта.

   Выявление эффективных приемов организации работы над творческим проектом.

   Представление результатов по завершении основного этапа творческого проекта в педагогическом коллективе, на методических объединениях.

   Составление календарного плана реализации творческого проекта на 2020/2021учебный год.

III.

Обобщающий этап

сентябрь 2020 – май 2021г.

 

Распространение внутри дошкольного учреждения сформированного опыта, выводов, методических рекомендаций.

   Представление опыта и результатов работы над творческим проектом в педагогическом коллективе, методических объединениях, семинарах отдела  по образованию.

   Анализ итогов творческого проекта.

   Анализ сформировавшегося опыта.

   Составление отчетов участниками творческого проекта и общего отчета по учреждению дошкольного образования.

   Подготовка аналитической справки и комплекса материалов по итогам работы над творческим проектом.

   Описание опыта и оформление материалов.  

 

 

 

 

 

 

свернуть